Е-ОСАГО

/ Просмотров: 927

КБМ, Е-ОСАГО, РСА и прочие страшные слова или Как снизить стоимость страховки

В связи с тем, что автомобиль в настоящее время является не только роскошью, но и для многих людей стал удобным и выгодным средством для передвижения, вопросы так называемой "страховки" интересуют многих. Но почему-то мало кто знает - из чего складывается страховая премия или, говоря по простому, стоимость страховки. А ведь если есть легальные способы платить меньше за тот же самый товар, а в данном случае - услугу, то почему бы этим не воспользоваться? Итак, представляем Вашему вниманию небольшой ликбез по теме ОСАГО.

1. Сначала пару слов об ОСАГО — Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности. Данный вид страхования в России начал действовать с 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С тех пор прошло уже более 10 лет и по различным нюансам ОСАГО был накоплен значительный опыт. Конечно, имеются и проблемы. Будем надеяться, что постепенно они будут решаться.

Имеются различные страховые компании (далее — СК), которые предлагают свои услуги по автострахованию. Кстати, КАСКО здесь тоже рассматривать не будем, поговорим только об обязательном страховании. Если Вы уже не первый раз за рулем, то знаете, что надо иметь диагностическую карту (или техосмотр, как его раньше называли) и страховку, в которой пройденый техосмотр обязательно отмечается. Периодичность прохождения ТО может быть различной — от трех лет максимально до 6 месяцев. Чаще всего автовладельцы сталкиваются с двух летним и ежегодным ТО. А вот страховку нужно делать постоянно. И если договор ОСАГО заключается на год, то получается, что страховку нужно оплачивать и получать ежегодно. Это все азы - думаю тут все понятно.

2. Стоимость ОСАГО. Из чего и как формируется стоимость ОСАГО или, если говорить точнее — страховая премия, уплачиваемая страхователем в пользу СК? На эту тему в интернете тоже много информации — например тут:

на стоимость влияет

— мощность авто — нужно иметь маломощный автомобиль (ну тут уж что есть, то есть — никто не будет менять машину, чтобы дешевле платить)

— регион регистрации — что есть, то есть или, если есть возможность, то регистрируйте в соседнем регионе, где коэффициент ниже;

— возраст и стаж водителя — что есть, то не отнять;

— аварийность — езда без аварий снижает стоимость страховки (об этом позже в пункте про КБМ);

— число водителей в страховке — на двух водителей страховка дороже, чем одного водителя, но дешевле, чем неограниченая;

— срок действия полиса — лучше заключать на год: одна страховка на год дешевле, чем две по полгода (чаще всего так).

Есть специальные формулы расчета стоимости страховки. Об этом можно здесь почитать. Из формулы видно, что стоимость получается путем перемножения всех коэффициентов (К-тр * К-вз * К-сс * К-мщ * К-ткс * К-ср * К-бн * базовая стоимость = Сумма страховки), а задача водителя, ели он желает снизить стоимость страховки — знать из каких коэффициентов складывается текущая стоимость страховки. Здесь Вы можете посчитать примерную стоимость страховки, по данной формуле, используя калькулятор. Более подробно про тарифы и коэффициенты можно посмотреть тут.

И если бы на этом (на формуле) оканчивалась стоимость страховки! Не секрет, что во многих СК буквально "впаривают" дополнительные услуги за дополнительные деньги. Чаще всего водителям предлагается дополнительный пакет по страхованию жизни. Это уже стало традицией во многих СК (может быть сговор, кто знает), что если водитель пришел за ОСАГО, нужно продать ему и страхование жизни, дома, дачи, кошки и т.д. Лично я уже дважды страховал жизнь на год — а это дополнительно 1000 руб. к стоимости страховки.

3. Электронное ОСАГО. Что такое? Это что за ерунда? Как его предъявить сотруднику ДПС? А это законно?... Эти и многие другие вопросы до сих пор задают многие водители. Но их становится все меньше. Осведомленность постепенно растет. Ну и чтобы пополнить ряды осведомленных водителей, хочу отметить, что с 1 июля 2015 года согласно Закона (ниже) электронное ОСАГО (Е-ОСАГО) уже начало действовать.

ВСЁ об ОСАГО по Закону — Закон об ОСАГО. Обратите внимание на п. 7.2. ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.05.2016) — Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Очень хороший обзор по теме электронного ОСАГО — читайте здесь.

Электронное ОСАГО, после его оплаты онлайн и получения на указанный адрес электронной почты необходимо распечатать на обычном листе бумаги формата А4, в черно-белом цвете, как ксерокопию и иметь с собой в машине для предъявления сотруднику ДПС в случае необходимости. Более того: интересная информация — скоро (предполагается что с 2017 года) водителям не придется даже возить с собой распечатку копии электронного ОСАГО — сотрудники ГИБДД будут проверять его наличие, используя камеры видеофиксации и онлайн-проверку по базам данных. Хотя, я все же рекомендую всем возить их пока с собой — мало ли что! Камера не работает, а сотруднику ДПС нужно будет лично проверить наличие полиса. Так что — киньте в бардачок и пусть себе там валяется.

Последовательность получения Е-ОСАГО довольно проста:

  • заходите на сайт СК, имеющей право выдавать такие полисы,
  • регистрируетесь,
  • заполняете все необходимые поля формы,
  • рассчитываете стоимость страховки и
  • в случае, если Вас всё устраивает — оплачиваете безналично через интернет страховку.
  • Электронная копия и пакет дополнительных материалов придет на электронную почту, которую Вы укажете при регистрации. Останется только распечатать всё это (повторюсь - можно на черно белом принтере) и возить копию Е-ОСАГО с собой. (В данный момент серия Е-ОСАГО имеет отличие от бумажных бланков — "ХХХ").

А зачем мы начали говорить об Е-ОСАГО? Все просто — приобретая онлайн полис электронного ОСАГО Вы платите только за него! Вас не принуждают приобретать дополнительные услуги СК. И это удобно! — Не выходя из дома можно получить ОСАГО! Выгодно, удобно и очень просто! В связи с этим информация об Е-ОСАГО по различным причинам умалчивается агентами страховых компаний:

Теперь, когда про Е-ОСАГО Вы знаете достаточно, самое время поговорить об РСА.

4. РСА — Российский Союз Автостраховщиков. Официальный сайт — тут. Можете сразу перейти по ссылке и самостоятельно изучить этот очень важный для любого автолюбителя портал. Ну или перейдите на него позже, а пока дочитайте эту статью

Что это за организация? Прочтите у них же на сайте почитать. Но бесспорно — это очень полезный сайт, если Вы автолюбитель и ежегодно приобретаете страховку. Про электронный полис ОСАГО на сайте РСА написано мало, но зато только то, что надо — теорию Вы можете почитать на других сайтах (см. ссылки выше). А вот то, что действительно полезно — на сайте РСА имеется актуальная информация о том, какие СК имеют право выдавать электронные ОСАГО. Поэтому, прежде чем выбрать сайт СК, где Вы желаете оформить Е-ОСАГО, посмотрите этот список и выберите СК из него. Можно посмотреть список СК и на других сайтах, например здесь. Более подробно и хорошо всё описано. НО, имейте ввиду, что самая актуальная информация может быть только на сайте РСА! На сайте РСА еще еще много полезной информации — рекомендую с ней ознакомиться подробнее. Ну а пока… в общем об РСА — достаточно.

5. КБМ. Начинается кое-что, о чем многие только понаслышке знают. А кое-кто и вовсе не слышали об этом. Жаль! Итак — КБМ это Коэффициент "бонус-малус". Не я придумал это название, но раз оно уже есть, будет его так и называть. КБМ (КаБэЭм) — коэффициент, который влияет на стоимость страховки в зависимости от возраста возителя, его стажа и аварийности-безаварийности езды. Довольно подробно про КБМ имеется информация на сайте РСА. Коэффициент бонус-малус напрямую воздействует на стоимость Вашей страховки, поскольку данная величина умножается на этот коэффициент. Ниже приведена таблица-алгоритм изменения величины КБМ.

Есть множество категорий — самая худшая "М" — увеличивает стоимость страховки в 2,45 раза. Самая лучшая — "13 класс" — снижает стоимость страховки в 2 раза. Практически все ответы на любые вопросы Вы можете найти на странице сайта РСА. Скажу лишь только то, что когда Вы обращаетесь в офис СК, чтобы приобрести ОСАГО, страховой агент оформляя полис, используя интернет получает значение вашего КБМ из базы данных РСА. Неважно, услугами какой СК Вы воспользуетесь — КБМ будет получен по запросу из единой базы данных РСА. Вот почему так важен этот самый РСА. 

Теперь хотелось бы поделиться различными, очень полезными ссылками:

6. Онлайн-проверки некоторых данных. Все, что мы рассмотрели выше — это информационная, подготовительная часть. Теперь Вы знаете — как рассчитывается стоимость ОСАГО, что такое Е-ОСАГО, КБМ и по идее можете самостоятельно получить электронный ОСАГО. В дополнение к этим умениям советую некоторые нужные ссылки:

1. Проверить — застраховано ли данное автотранспортное средство можно здесь по базе РСА.

2. Проверить действительность страхового полиса и его наличие в базе РСА.

3. Проверить наличие данные о водителе в базе РСА и узнать его КБМ.

4. Проверить техосмотр по базе ЕАИСТО.

4. Еще одна проверка КБМ.

Внимание! Поскольку данные ресурсы являются общероссийскими, возможно "зависание" некоторых страниц и недоступность сервисов в течение неопределенного периода. Имейте терпение и совершайте повторные запросы - на момент написания этой статьи все ссылки были рабочими!

7. Как изменить свой КБМ? Предположим, Вы за рулем уже давно и пару-тройку раз меняли права, не попадали в аварии (тьфу-тьфу)… Какой у Вас КБМ? Думаете, что имеете 13й класс и КБМ=0,5? smiley Вот тут можно поулыбаться (ну, чаще всего). Я тоже так думал. До тех пор пока не попытался получить Е-ОСАГО. (Кстати, страховался в РЕСО. Если нужна ссылка на регистрацию и вход, пожалуйста — вот здесь.) В ходе заполнения полей требуемой информации было установлено, что у меня КБМ=1,0 то есть, как будто я впервые сел за руль! Это часто бывает от того, что недобросовестные, а часто и необразованные сотрудники СК не подают данные о водителях в базу РСА. За каждый год безаварийной езды КБМ снижается на 5% (на 0,05) и может быть снижен с 1,0 до 0,5 (это максимально возможное снижение). Так вот — проверяйте свой КБМ (ссылки выше) и думайте — соответствует ли он действительному значению или нет. (действительное значение посмотрите по таблице). И если он сильно не соответствует тому значению, которое должно быть — боритесь!

Первое, что рекомендует сам РСА — это написать жалобу или заявление непосредственно в своей СК, где Вы находитесь в последнее время. У разных СК свои бланки и порядки подачи таких жалоб. Тут уж самостоятельно изучайте процесс. Я разбирался с РЕСО. Если кого интересует — немного об этом (кого не интересует — пропустите абзац):

Сначала изучил сайт РЕСО. Нашел что-то типа "обратная связь" или "служба качества" — тут. Я даже нашел страницу запроса проверки корректности расчета КБМ, но сколько ни пытался отправить с нее письмо — происходил сбой системы. Тогда на странице "Напишите нам!" — написал суть проблемы "Не устраивает мой КБМ, не могу отправить запрос со страницы проверки КБМ!" Через несколько часов мне на электронку ответила девушка — специалист отдела по работе с обращениями страхователей по КБМ в ОСАГО и в ходе переписки с ней я отправил ей требуемые копии — водительских прав, страховки и еще предыдущий страховок (отправил на всякий случай, и хорошо, что я их не повыкидывал. Хотя были не все — за пару лет потерял). В течение недели пришел ответ, что КБМ исправлен. Я проверил по базе РСА — у меня теперь 0,5, а было 1,0 !

И кстати, в ходе переписки со специалистом РЕСО я получил от нее бланк (образец) заявления на перерасчет страховой премии по действующей страховке. Заполнил и отправил его по электронке. На следующий день мне еще вернули часть стоимости страховки (поскольку действующую пересчитали но новому КБМ). Переплату по стаховке перечислили на указанные банковские реквизиты. Так что — это реальность проверить КБМ, изменить его, если он не соответствует норме, снизить стоимость своей страховки, заказать и получить Е-ОСАГО. Удачи на дорогах, уважаемые коллеги-автолюбители!

В качестве "спасибо" — жмите звезды внизу статьи и делитесь с друзьями этой записью.

Яндекс.Метрика